Aleksey Chekal (palama) wrote in ua_typography,
Aleksey Chekal
palama
ua_typography

Categories:
  • Music:

Путь из Стамбула в Константинополь и обратно №2 (часть I)

Надписи и буквы
(Камень и пыль веков)

39.55 КБ

Тут собрана эпиграфика и монументальная типографика из Археологического Музея и церквей Стамбула. Все, что попалось мне под руку, под ноги и на глаза, было снято и спрятано.



Я не филолог и надписи меня интересуют с точки зрения эстетики. Как их характер соединяется со смыслом и духом эпохи в которой они появились на свет, как это сделано, каким материалом, что вкладывал художник высекая их.
Одну и ту же надпись можно сделать совершенно по-разному: следовать за материалом или гнуть свою линию, вгрызаться в камень или оставить легкие следы.

Появление эпиграфики (от греч. επιγραφή — «надпись») легко объяснить: какой человек не любит написать что-нибудь на чистой стене? И тем более, если эта надпись останется надолго. Социальную составляющую эпиграфики хорошо описал Перепелкин Ю.Я. в своей работе "О происхождении минускульного письма". Надпись на заборе, стене, колонне является социально активной информацией, обращенной во вне к людям, тогда как текст в книге, свитке, кодексе сакрален по своей природе, спрятан и ориентирован вовнутрь.

На бумаге или папирусе буквы выглядят как насекомые, присевшие отдохнуть. Прав Фаворский, сравнивая букву с мухой в молоке. Упала и лапками-засечками шевелит. И кажется ничего не стоит смахнуть их рукой и они улетят, уползут. И лист бумаги станет опять чистым. В камне буквы чувствуют себя иначе, они не пришельцы - они там живут.
Кто рубил камень, тот знает чего стоит букву сделать, это вам не каллиграфия какая, это вам по пальцам молотком. На бумаге буква появляется как легкое чудо из воздуха, из движения руки. В камне она сидит внутри ее надо оттуда вытащить, выявить. Как говаривал Микеланджело - убрать лишнее.

84.32 КБ
Хеттский лев

"Надписи испокон веку сопровождают изображения. Вероятно, с того времени, как появляется письменность, первоначально слитая с изображением. Изображение, в принципе противопоставленное письменному тексту, - может быть, такое же исключение в практике мирового искусства, как и чисто эстетическая функция художественного объекта" — написала как-то Брагинская Н. В. и была права.

Антагонизм слова и изображения возникает лишь на стадии формирования феномена "чистой" эстетики.
В этом лёве чудно сплелись информация и образ.

Возможно, Стефан Загмайстер, изрисовавший себе тело на одном своем знаменитом плакате, следовал вполне хеттской традиции)), а в прочем, постмодернизм такая губка, что впитывает всё без разбору.


123.15 КБ
Ранняя хеттская надпись X в. до Р.Х. Из города Хома (Сирия)
Надпись о деятельности царя Урхилина и его сына


118.45 КБ
Фрагмент клинописи из рельефа, посвященному царю Ассирии Син-аххе-эрибу 705-681 гг. до Р.Х.

Удивительно органично на камне смотреться клинопись. Если не знать, что это письменность, то можно подумать, что это ветер ассирийских равнин выклевал кусочки камня.

106.73 КБ
Арамейская надпись на солнечных часах I века до Р.Х.

Обычный арамейский гротеск в каменном наборе)

101.50 КБ
Фрагмент эпиграфики о деятельности короля Шеба, Йемен, II в. Р.Х.

Впервые я увидел близко Южноарабское письмо. И мне оно понравилось)
Это примеры Монументального шрифта "Муснад". Древние йеменцы в быту писали минусклом "забур". Но в 6-7 в. живое, динамичное, саблевидное арабское письмо победило гордую поступь Сабейского письма. Буквы переплыли пролив и остались жить в Эфиопии в амхарском алфавите.
Это письмо эстетически, чем-то напоминает своей простотой форм руны, а кружочками глаголицу.

62.40 КБ
Йемен, II в. Р.Х.

76.37 КБ
Надпись на храме посвященная богу Талабу, Йемен 3 в. Р.Х.


Строительная надпись, VI в. Р.Х.

101.72 КБ
???

Кто может понять, что это за письмена? Стояло во дворе музея без подписи.
Надгробие вполне христианское — множество крестов



Стелла с надписью Луциана, эллинистический период.

Буквы почти графемы. скорее процарапаны в мягком известняке, чем высечены.

92.23 КБ
Надгробие во дворе Археологического музея эллинистический период

82.42 КБ

Конечно, нет тут математичной строгости букв колонны Траяна. Буквы пляшут, слегка под хмелем. Но в этом вся прелесть греческой эпиграфики

88.87 КБ
Пальмирская надпись, деловой документ. III в. Р.Х.

"В месяце ноябре, 500 года, Лишамш сын Лишамша, сын Таима, вошел в долю владения этой гробницей с Бонне, сыном Больха, сыном Бонны, сыном Ягрура. Я дал ему в совладение экседру, состоящую из восемь ниш, четыре справа, и четыре слева от входа"

82.39 КБ
Фрагмент той же надписи.

В пальмирском письме различают две формы: монументальную и скорописную. Пальмирская скоропись возникла между 250 г. и 100 г. до Р.Х. как ответвление арамейского письма. Из скорописи развилось к I веку до Р.Х. монументальное письмо. В этом пошибе употреблялись достаточно детализированные буквы. Вероятно, курсивные формы букв относились к деловому пальмирскому письму, а монументальный пошиб к книжному. В монументальном письме в 1 веке после Р.Х. употреблялся округлый пошиб. Позже его сменил декоративный ломаный пошиб, появившийся в конце 2 века после Р.Х.

116.68 КБ
Алтарь, посвященный "богу имени которому нет". Пальмира 220 г.

Пальмирские буквы, как мне кажется, отличаются и от арамейского и древнееврейского письма, большей "кудрявостью" и любовью к украшениям. Они лучше цепляются за камень своими заусенцами.

67.12 КБ
Византийские монеты из стенда монет 491 - 741 гг. (Константинополь)

Принцип выявления букв из фона в монетах, конечно другой. Художник, работая с зеркальной формой, невольно изменяет форму букв, плюс качество чеканки монет накладывает определенные ограничения.

56.40 КБ
Фрагмент греческой надписи колонны Феодосия. VI в. Р.Х.

Интересна разница в пропорции букв, они то узкие, то шире, кернинг гуляет. Буквы столпились, как толпа людей — где-то гуще, где то реже, где-то стоят кучкой, а где-то разбежалась. Подобно туристам, гуляющим по аллее бывшего ипподрома, где стоит эта колонна.

66.60 КБ
VI - нач. VII века
"Счастив тот, кто не грешит, но прощает согрешившего"


Удивительна свобода, с какой художник распоряжается пространством. Буквы бегут по верикали и по горизонтали, выявляя смысл и крест.


НадгробиеV - VI в. Р.Х.

Унциал в камне

70.22 КБ
VI-VII век. Надгробие, Константинополь.

54.29 КБ
XIV век. Монограмма Алексея Апокаукоса (ум. 1345)


Бронзовый подсвечник Χ - ΧΙ в. (polycandelon)

Удивительно работают межбуквенные пробелы. Форма и контрформа - создают орнамент.

117.22 КБ
V-VI век. Надгробие, найдено в районе Анкары.

78.66 КБ
Икона Св. Евдокии

По-моему художник получал удовольствие, вырезая эти буквы. Они написаны как по маслу и очень "вкусно" выглядят.

37.72 КБ
Ранне византийская надпись из европейской части Стамбула Edirnekapı

Элементы византийской вязи проглядывают в этой надписи. Общие мачты и разбивка на два уровня позволили художнику вместить фразу в нужный размер.
И чудные ударения клиньями разбивают прямоугольную раму.


67.24 КБ
X- нач. XI века, Фрагмент архитрава иконостаса.


70.09 КБ
Надпись о востановлении укреплений. 1433 г.

Узкие буквы, но ни капли готического впечатления и очень симпатичная А. И опять же приемы вязи с лигатурами.

60.47 КБ
1448 г. Надпись о ремонте морских укреплений, предпринятой сербским королем Георгом Бранковичем

Тут видны углубления для крепления букв, которые, очевидно, делались из металла (бронзы?) и прикреплялись к камню.

72.43 КБ
Фрагмент антаблемента между 524-527

103.49 КБ
Солнечные часы, Никея IX-X в. Р.Х.

Солнечные часы для шрифтовика)
Отличная идея для календаря!

67.81 КБ
X-XI век. Византия.

63.13 КБ
Погребальная плита, принадлежащая Антонию из Варны и его семье, 1440 г.

69.08 КБ
Фрагмент фрески в южном приделе Францизка Ассизкого в церкви БОГОМАТЕРИ КИРИОТИССЫ (Христа Акаталептос). Фрески были сделаны после 1024 года, когда храмом какое-то время владели монахи-францисканцы.

Тут видны европейские родственники букв, о которых этой осенью рассказывал Герард Унгер на ATypI в Петербурге в докладе "A thousand years ago.. Letterforms in inscriptions from the 10th, 11th and 12th centuries". Экзальтированные усики M и N. Изнеженные засечки. Все напоминает надломленность и утонченность сознания монаха из Ассизи. При всей изящности, им явно не хватает правдивой мощности и святой простоватости греческих надписей. И выглядят они в Константинополе пришельцами из другого шрифтового мира.

122.13 КБ
Мозаика святой Софии, южная галерея, надпись справа от Иоанна Предтечи, вторая четверть XII в.

145.50 КБ
Мозаика святой Софии, южная галерея, надписи между Христом Пантократором и Иоанном Предтечей, вторая четверть XII в

Современный глаз в мозаичных надписях видит пиксельный принцип. И это верно, хотя структура мозаики более сложная, чем просто фасетки пикселей. В Софии Константинопольской буквы живут удивительным образом.
Они имеют свой характер. Кто-то толстый, кто-то недоедает, кто-то выставляет ножку, кто-то льнет бочком к другой букве. И вглядевшись в эти буквенные сюжеты, начинаешь воспринимать буквы как живых людей, таких же живых, как и изумительные образы, смотрящие на нас со святых стен.


70.17 КБ
Фрагмент рельефа c изображением Богоматери, Костантинополь, нач. XIII - XIV в. Р.Х.

93.64 КБ
Монограмма династии Палеологов XIII - XVI век.

Я в восторге от этого знака!

38.94 КБ
1334 г. Распоряжение Андроника 3 Палеолога о ремонте земляного вала

Это уже лигатуры с оглядкой на что-то армянское или арабское (в стилистическом смысле, конечно же)
Но выглядит очень мощно и по современному!
Если бы в 21 веке так написали о открытии станции Метро, можно было бы не думать о регрессе культуры человеческой - а так как-то катимся не туда))

78.46 КБ
Надпись из Мартириона св. Евфимии, XIV век.

В заключении могу сказать, что ближневосточная и малаазийская эпиграфика производит впечатления очень живого явления, ограничного и цельного. В отличии от латинских букв, выстроившихся как легионы Красса, и юридизма форм, буквы греческие имеют свой характер, который греческий художник неизменно подчеркивает на разные лады.
"Вот откуда бы нам черпать мысли по поводу букв кириллических" — подумалось мне...

Продвинутые и модные западные двоюродные шрифтовые тети и дяди — это конечно хорошо, но вот почаще бы вспоминать южных простоватых бабушек и дедушек наших букв.

Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic
  • 5 comments